Независимая оценка качества образования

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 27 «Матрёшка»

Сообщение для педагогов:

«Эффективность использования
педагогических технологий в работе ДОУ»

Подготовила:

заместитель заведующего

МДОУ д/с №27 «Матрешка»

Быкова Т.А.

г. Серпухов

2014г.

В современном обществе требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, возрастают. Приоритетными задачами дошкольного образования, согласно Концепции дошкольного воспитания, являются: личностное развитие ребенка, забота о его эмоциональном благополучии, развитие воображения и творческих способностей, формирование способностей детей к сотрудничеству с другими людьми. Эти задачи определены отношением к дошкольному возрасту как к уникальному самоценному периоду развития личности. Ценность этого периода развития и его значение для всей последующей жизнедеятельности человека накладывают особую ответственность на педагогов ДОУ. Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения. Социально-экономические преобразования России, реформы образования предполагают изменение содержания и методов обучения, их совершенствование. Сегодня основными принципами реформы системы образования называют демократизацию и гуманизацию, само же образование является средством существования личности в современном мире, способ саморазвития личности. При этом происходит смена приоритетов в образовании, особая роль придается культурообразующей функции, формированию, прежде всего человека образованного, культурного. Средством достижения этого идеала, целью образования становится коммуникативная культура личности, включающая в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную и логическую культуру. Понимая сильные и слабые стороны ребенка, педагог помогает ему опереться на свои силы и дополняет его там, где он, как бы ни старался, объективно пока с чем-то справиться не может. Взаимодействие основывается на возможности совместно решить и преодолеть проблему. Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми.

В современных условиях профессиональная деятельность педагога претерпела некоторые изменения, связанные с ее структурированием как процесса решения профессионально-педагогических задач. Сместились и акценты в содержании педагогических задач: от передачи знаний, формирования умений и навыков, от педагогического воздействия к созданию педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие дошкольников и педагога в процессе взаимодействия. Какие же задачи решает современный педагог?

Это пять основных групп задач, опыт решения которых характеризует базовую компетентность современного педагога:

  • видеть ребенка (ученика) в образовательном процессе;
  • строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования;
  • устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами образовательного учреждения;
  • создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство учреждения);
  • проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Педагогика в современном мире переживает период переосмысления подходов, отказа от ряда устоявшихся традиций и стереотипов. Подталкиваемая новыми рыночными отношениями, она вплотную подошла к пониманию того, что воспитательный труд в общем виде отличается от других видов общественно-полезного труда только спецификой, он имеет свой продукт, свои технологии и их рыночную стоимость. Чтобы уверенно чувствовать себя на рынке труда, педагогу необходимо знание как минимум трех технологий: продуктивной (предметно ориентированной), щадящей (личностно -ориентированной), технологии сотрудничества (партнерства). Знакомство с новыми технологиями, и, совершенствование уже ранее применяемых - является одним из условий повышения профессиональной компетенции педагога.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

  • Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
  • Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  1. здоровьесберегающие технологии;
  2. личностно-ориентированные технологии;
  3. технологии проектной деятельности
  4. игровая технология
  5. информационно-коммуникационные технологии и др.

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Физкультурно-оздоровительныетехнологии направленны на физиче­ское развитие и укрепление здоровья ребенка, т.е техноло­гии развития физических качеств ( закаливания, дыхатель­ной гимнастики, физминутки и др.)

2. Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному и бездушенному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

3. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

4 Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

  • идти в ногу со временем,
  • стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
  • наставником в выборе компьютерных программ,
  • сформировать основы информационной культуры его личности,
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

5. Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Мы стараемся использовать среди современных инноваций в своей деятельности именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Работая с детьми по новым технологиям, самое главное - вызвать у детей интерес к занятию, пробудить мотив к творческой деятельности.

Современное общество предъявляет непростые требования к личности специалиста: высокий образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональная мобильность, умение вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма, необходима основа профессиональной деятельности, т. е. профессионал должен сочетать в себе профессиональные способности, знания, умения, навыки и опыт при достаточно высоком уровне профессиональной культуры.

Календарь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Вести из сада