МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 27 «Матрёшка»

«Роль предметно – пространственной среды ДОУ при ознакомлении с ПДД»

Подготовила:

воспитатель

МДОУ д/с №27 «Матрешка»

Баранова Л.А

г. Серпухов

2014г.

Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. Хочется отметить, что в нашем саду вопросам безопасности дорожного движения отдается одно из первых мест. Сегодня мы говорим о старших дошкольниках.

В старшем дошкольном возрасте продолжается формирование у детей представлений о том, что пешеходы ходят только по тротуару, улицы переходят в специальных местах, сообразуясь с сигналами светофора, пассажиры ожидают общественный транспорт на остановках. В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток», «Дорожные знаки».

Целостность образовательного процесса завершается в окружающем ребёнка мире – среде, где он воспитывается и развивается. Построение предметно-развивающего пространства согласно возрастным потребностям ребёнка и деятельностного подхода, обеспечит устойчивые навыки и самоконтроль в его поведении.

Для детей старшего дошкольного возраста при построении предметно-окружающей среды по изучению правил дорожного движения можно выделить несколько зон:

1. Зона сюжетно-ролевых игр. У нас , в саду, в каждой группе есть такой уголок. Макет с улицами, проезжими дорогами и перекрестками доступен детям всех возрастов. Уголок старшей группы конструктивно отличается от такой же зоны младших возрастов. На смену крупным и средним машинам приходят маленькие машинки для настольных игр. Сюжеты разворачиваются на уменьшенной плоскости – стол, ленточный подоконник, платформа, подиум. Для сопровождения игр размещаются наборы маленьких человечков – носители детских образов (сказочные герои, профессии людей и др.). Игровые маркеры моделируются детьми в любом пространстве: “Поликлиника: регистратура, травмпунк”, “Магазин” (автозапчасти), “Мастерская по авторемонту”, “Автозаправочная станция”, “Пожарная станция”, “Путешествие за город” и др. по интересам детей. Для развития конструктивных способностей полезно иметь в группе конструкторы с различными видами соединений и бросовый материал. Игры с игрушками, сделанные своими руками из серии “Вторая жизнь предмета” приносят и удовольствие, и новые познания об окружающем. Набор дорожных знаков должен быть следующим: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», предупреждающие знаки – «Дети», запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место», знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;

Идеальный вариант для сюжетно-ролевых игр в этом возрасте - макет ,отображающий часть города.

Макет, отображающий определенную территорию, направ­ляет ребенка на развертывание сюжетных событий вокруг офор­мляющих эту среду объектов. На макете в миниатюре должны быть представлены улицы, площа­ди, перекрестки, дома, светофоры, мосты, машины. Используя макет, воспитатель может познакомить детей с темами: «Наша улица», «Пе­шеходы на улице», «Транспорт, светофор» и т.д.

На макете «Наша улица» цветом выделяются проезжая часть, тротуар, площадки для зданий. Тер­ритория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гараж, мост, светофоры, дорожные знаки, маленькие фи­гурки людей и транспорта, желательно, чтобы эти фигурки фун­кционировали — двигались).Наполнение — дополнение макета осуществляют сами дети, используя мелкий предметный мате­риал, входящий в содержание зоны сюжетно-ролевых игр. Для обыгрывания макета детям необходимо предоставить возможность использовать всевозможные мелкие пред­меты, которые в зависимости от детских замыслов могут стать заместителями недостающих игрушек (кубики, кирпичики из мелкого строителя), а также сделанные в процессе совместной продуктивной деятельности детей с педагогом поделки (из бу­маги, картона, пластилина и т.д.). В зависимости от уровня игры детей можно под­бирать к макету тематический материал, периодически заменяя его на новый (по мере исчерпания интереса детей к нему или в зависимости от пройденного материала). Подобран­ный материал, должен соответствовать возрастным особеннос­тям дошкольников, а также интересам мальчиков и девочек.

2. Зона подвижных игр – для организации образовательной деятельности , а так же для подвижных игр по желанию детей заданной тематики мы используем спортивный инвентарь: мячи разного размера, скакалки, гимнастические палки, обручи. Машины среднего и большого размера ,головные уборы , имитирующие фуражки сотрудников ДПС , костюмы используются для соревновательных игр. Атрибуты для игр “Светофор”, “Мы юные автомобилисты”, набор напольных дорожных знаков.

3. Зона тихих игр – дидактические настольно-печатные игры “Летит, плывёт, едет” (ознакомление с разными видами транспорта), “Дорожные знаки”, “Дорожная азбука”, “За рулём”; в книжном уголке размещаются книги с произведениями разных жанров на тему “Мы учим правила дорожного движения”, а также иллюстрированные детские книжки-самоделки “Для пешехода есть пешеходный переход”, “Светофор”, “Знаки предупреждающие”. Наши дети с увлечением продолжают играть в театрализованном уголке: организовывают игры -драматизации “Приключение Незнайки на дороге”, “Путешествие лесных зверей со Светофором” (наличие элементов костюма образа и атрибутов действия). В старшем возрасте дети начинают увлекаться коллекционированием. Различные выставки, посвященные правилам дорожного движения, различным видам транспорта и украсят пространство помещения и обогатят содержанием игры детей.

4. Большое значение в работе с детьми старшей и подготовительной групп играет организация экскурсий, где дети овладевают практическими навыками пешеходов, где используется такой приём, как обращение внимания на правильное или неправильное поведение других пешеходов. В нашем ДОУ проводятся экскурсии за предела­ми детской площадки. Целью экскурсии может быть как озна­комление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками, парком, водоемом и т.д., так и наблюдение за пешеходами, за движением разных видов транспорта, за работой регулировщика и т.д. Во время проведения экскурсии можно рассказать де­тям (на наглядном примере), как следует переходить дорогу, зак­репить представления детей о предназначении светофора и его сигналах, объяснить, что означает тот или иной дорожный знак, проанализировать и обсудить поведение людей на улице. Экскурсия должна проводиться с соблюдением всех требований и инструкций по охране жизни и здоровья детей, а также с разре­шения родителей. Например, можно провести экскурсию вокруг детского сада с последующим коллективным составлением плана дороги. На плане отметить «опасные» места (яма, люк, лужа и т.д.). Можно предложить родителями вместе с ребенком составить подробный индивидуальный план дороги от дома (остановки) к детскому саду.

5. Чтобы работа воспитателей нашего сада по созданию предметно-развивающей среды для изучения правил дорожного движения была более полной и насыщенной, методист представляет в наше распоряжение архив по ПДД . Методистом разработан годовой план работы с детьми разных возрастов по безопасности дорожного движения , план мероприятий по безопасности дорожного движения. В методическом кабинете имеется учебно - методический материал: плакаты «Изучаем правила дорожного движения», видеофильмы «Безопасность пешеходов», «Уроки осторожности», «Уроки хорошего поведения на дорогах» , библиотечка художественной детской литературы по обучению детей правилам дорожного движения, иллюстрации, методическая литература, конспекты занятий, бесед, прогулок, игры, сценарии досугов и вечеров развлечений, анкеты для родителей по выявлению уровня знаний правил дорожного движения. Подобрана детская литература на тему дорожного движения, альбомы с загадками и стихами о ПДД, маршрутные листы следования ребенка из дома в д/с (для детей старшей и подготовительной группы), дидактические и настольно-печатные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Шоферы», «Автобус», «ГАИ и дорога» и др.

В нашем детском саду созданы благоприятные условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения. У детей повышается устойчивый интерес к изучению правил движения. Предметно-развивающая среда , организованная нашими сотрудниками способствует формированию полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице.

Календарь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс