Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка - детский сад № 27

«Матрешка»

Проект «Детство – территория здоровья»

Авторы проекта:

зам. зав. по ВМР Быкова Т.А.,

инструктор по физической культуре Будукина Т.А.,

воспитатели Ратновская И.В., Вуколова Т.А

город Серпухов

2016г.

Информационная карта проекта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 27 «Матрешка»

· Адрес: 142200 Московская область, г. Серпухов, ул. Серпуховская д.29

· Авторы проекта: зам. зав. по ВМР Быкова Т.А., инструктор по физической культуре Будукина Т.А., воспитатели Ратновская И.В., Вуколова Т.А.

· Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители;

Цель проекта: формировать потребность в здоровом образе жизни.

Задачи:

1. Физическое развитие:

· Развивать физические качества и накопление двигательного опыта у дошкольников;

· Формировать основы безопасности собственно жизнедеятельности, в том числе здоровья;

· Поддерживать интерес к различным видам спорта;

· Способствовать поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня.

2. Социально-коммуникативное развитие:

· Формировать первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных норм и правил поведения в части здорового образа жизни;

· Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка.

3. Познавательное развитие:

· Расширять кругозор в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;

· Развивать воображение и творческую активность.

4. Речевое развитие:

· Развивать свободное общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни;

· Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

5. Художественно-эстетическое развитие:

· Формировать навыки точного выполнения движений под музыку;

· Развивать танцевальное творчество, самостоятельность;

· Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений.

Ожидаемые результаты:

Дети:

· Укрепление здоровья ребенка в целом;

· Осмысленное и осознанное отношение к физической культуре и здоровому образу жизни;

· Улучшение физических качеств (координация движений, ловкость, выносливость, быстрота, меткость)

Педагоги:

· Снижение количества дней, пропущенных по болезни;

· Освоение педагогами инновационных технологий по формированию представлений о здоровом образе жизни;

· Мотивация к трудовой деятельности;

· Формирование осознанного отношения педагогов к своему здоровью и его укрепление;

· Повышение производительности труда.

Родители:

· Активная помощь родителей в организации работы по оздоровлению детей

· Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников

Сроки реализации проекта:

долгосрочный проект, август 2015 - август 2016 г.

Актуальность проекта

Самое драгоценное у человека – здоровье.

Только здоровый, всесторонне развитый,

образованный человек способен быть

настоящим творцом собственной судьбы

и судьбы своей страны. Лесгафт

Проблема профилактики заболеваний детей является одной из самых актуальных. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т.к. от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем детстве, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Важной педагогической задачей должно являться воспитание у детей потребности в здоровье, формировании стремления к здоровому образу жизни.

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У детей отсутствует ценностное отношение к собственному здоровью. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства. От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Применение физкультурно-оздоровительных методик гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку, легкую походку, является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия, прививает детям коммуникативные навыки, формирует морально-волевые качества, привычку к здоровому образу жизни.

Здорового ребенка может воспитать только высококвалифицированный и здоровый педагог, пребывающий в состоянии психологического равновесия и комфорта. Каждый участник педагогического процесса должен иметь полное представление не только о характере собственной деятельности, но и о том, какие знания, умения и навыки ему необходимы, чтобы обеспечить развитие детей, а так же сохранить и укрепить их здоровье.

Этапы проекта

Этапы

проекта

Цель этапа

Содержание

Срок

выполнения

Ответственный

1. Организационный

Обеспечение образовательного процесса для развития физических качеств накопления двигательного опыта как важных условий сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых

• Подбор методической и художественной литературы, иллюстрированного и дидактического материала, фонотеки песен о спорте, здоровье, загадок, пословиц.

• Сделать интерактивную игру «Что полезно для здоровья»

• Подобрать цикл упражнений простой и эффективной гимнастики для детей и взрослых «Оздоровительные минутки»

• Создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми

• Разработка технологии работы над проектом

Август 2015 г.

Зав. зам. по ВМР

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

2. Содержательный

Организация воспитательно- образовательной работы по

развитию физических качеств накопления двигательного опыта как важных условий сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых

• Внедрение проекта в практическую деятельность

• Непрерывная образовательная деятельность

• Режимные моменты ( беседы, пальчиковые игры, зрительная гимнастика, дидактические игры, чтение художественной литературы, слушание и пение песен, рассматривание альбомов, продуктивная деятельность)

• Самостоятельная деятельность (настольно-печатные игры, подвижные игры, продуктивная, рассматривание иллюстративного материала, книг по теме),

• Взаимодействие с родителями:

-папка – передвижка «В здоровом теле – здоровый дух»,

-советы и рекомендации,

-помощь родителей по изготовлению дидактических игр «Распорядок дня», «Найди пару», альбома «Виды спорта», фотоальбома «Здоровье - это движение»;

-участие в проекте «Хочу стать хоккеистом»,

-спортивные досуги

-праздники,

- круглый стол

· Как сохранить здоровье педагога

- Минутки здоровья

- Час движения

- круглый стол

- семинар – практикум «Здоровье в имидже современного педагога»

- консультации « Природа и здоровье», Особенности стресса и его профилактика»

С сентября 2015 г. – по июль 2016г.

Зав. зам. по ВМР

Воспитатели

Родители

Инструктор по физической культуре

3. Результативный

Провести анализ проводимой работы, её результативность, определить перспективность темы.

• Итоговое мероприятие: музыкально – спортивный праздник «Малые летние Олимпийские игры»

• Видеофильм «Движение – это жизнь»

Август 2016 г.

Зав. зам. по ВМР

Воспитатели

Родители

Инструктор по физической культуре

План реализации проекта

месяц

Тема

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

август

Мониторинг

Диагностика детей

Анкетирование «Здоровый образ жизни»

Анкетирование «Здоровый образ жизни»

сентябрь

«Я здоровье берегу»

- Утренняя гимнастика «Мы дружные», «На гимнастической скамейке»

Цель: поддержка оптимального физического состояния, приобретение бодрости.

- Дыхательные упражнения «Вырасти большой», «На турнике» (Воротилкина 90)

- Пальчиковая гимнастика «Моем руки», «Вышли пальчики гулять», «Семья»

- Зрительная гимнастика «Восьмерка»,

«Тренировка».

Цель: включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

- Подвижные игры «Мы веселые ребята», «Попробуй, догони»

Цель: развивать быстроту, ловкость, выносливость

- Досуг «Забавный урок»

- Беседа «Правильная осанка»

- НОД «Мы делаем зарядку» (лепка)

Цель: Учить создавать коллективную сюжетную композицию, анализировать особенности

- НОД по валеологии «Человек и строение его тела»

Цель: Дать представление о строении человеческого тела (голова, туловище, руки, ноги)

- Папка – передвижка

«В здоровом теле – здоровый дух»

- Советы в родительский уголок «На зарядку всей семьей»

- Помощь родителей в изготовлении дидактической игры «Распорядок дня»

Деловая игра «Что мы должны знать о здоровье»

Педагогическая гостиная «Поговорим о здоровье»

Деловая игра «Что мы должны знать о здоровье»

Сообщение: «Как сохранить здоровье педагога»

Итоговое мероприятие: Музыкально – спортивный праздник «День красоты»

октябрь

«Овощи, фрукты, полезные продукты»

- Утренняя гимнастика «Наш веселый огород», «С мячом»

Цель: поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости.

- Дыхательные упражнения «Осенние листочки», «Дышим животом»

- Пальчиковая гимнастика «Дождик», «Мы делили апельсин»

- Зрительная гимнастика «Овощи», «Раздеваем лук», «Раз, два будем овощи считать»

Цель: включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

- Подвижная игра «Ловишки», игра-эстафета «Собери урожай»

Цель:

- Досуг «Школа мяча»

- НОД «Витамины на грядке» (окружающий мир)

- Интерактивная игра «Что полезно для здоровья?»

- НОД «Натюрморт» (рисование)

- День здоровья

- Советы в родительский уголок «Лук от семи недуг»

- Индивидуальная консультация: «Что вредно, а что полезно»

Час движения (занятие 1)

Консультация: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

Час движения (занятие 2)

Итоговое мероприятие: Викторина «Овощи и фрукты»

ноябрь

«Народные игры»

- Утренняя гимнастика «Комплекс с платочками», «Ярмарка»

Цель: поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости.

- Дыхательные упражнения «Обними плечи», «Кошка»

- Пальчиковая гимнастика «Зарядка для пальчиков», «Как у нас семья большая»

«Маланья»

- Зрительная гимнастика «Индеец Соколиный глаз», «Золотая хохлома», «Кружева».

Цель: включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

- Подвижные игры «У дедушки Трифона», «Золотые ворота»

- Досуг «Давайте поиграем»

- Беседа «Игры наших бабушек»

- НОД по валеологии «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду».

Цель: формировать понятия «часть тела» и «орган». Уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы.

- Папка – передвижка «Народные игры»

- Родительское собрание с показом видеофильма о спортивной жизни в детском саду «Движение – это жизнь»

Час движения (занятие 3)

Семинар-практикум «Особенности стресса и его профилактика»

Час движения (занятие 4)

Лекторий

«Природа и здоровье» (1)

Итоговое мероприятие: спортивный досуг «Народные игры»

декабрь

«Зимушка зима»

- Утренняя гимнастика «В гости к елочки», «С пластмассовыми гантелями»

Цель: поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости.

- Дыхательные упражнения «Погреемся», «Подуй на снежинку»

- Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Подарки»

- Зрительная гимнастика «Снежинки», «Снегопад»

Цель: включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

- Подвижная игра «Мороз Красный нос», игра-эстафета «Наряди елочку», ходьба на лыжах

- Беседа «Почему мы двигаемся»

Цель: ознакомление с опорно-двигательной системой

- НОД «Зимние виды спорта»

Цель: знакомство детей с зимними видами спорта

- Массаж «Снеговик» (Картушина 72)

- Досуг «Зимняя прогулка»

- День здоровья

- Папка – передвижка «Игры детей зимой»

- Помощь родителей в создании альбома «Виды спорта» и дидактической игры «Найди пару»

Час движения (занятие 5)

Педчас « Нетрадиционные формы оздоровления»

Час движения (занятие 6)

Чайный вечер (фито чай)

Итоговое мероприятие: Занятие «Игра-квест» на улице

январь

«Я хочу здоровым быть»

- Утренняя гимнастика «Зимние забавы», «С косичками»

Цель: поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости.

- Дыхательные упражнения «Рубка дров», «Снежинки»

- Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Кормушка»

- Зрительная гимнастика «Снежки», «Календарь»

Цель: включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

- Решение проблемной ситуации «Где можно играть в хоккей»

- Спортивная игра «Хоккей», подвижная игра «Самый меткий»

- НОД коллективная лепка «Зимние забавы»

Цель: Развивать воображение детей, побуждать их к творчеству, формировать умение составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок.

Опыт

- Беседа «Как мы заботимся о своем здоровье»

- Игра пантомима «Отгадай вид спорта»

- Тестирование «Почему Ваш ребенок часто болеет?»

- Совместный проект дети – родители «Я хочу стать хоккеистом» (конкурс внутри ДОУ)

- Познакомить родителей с комплексом упражнений на профилактику сколиоза и плоскостопия (памятки)

Час движения (занятие 7)

Лекторий

«Природа и здоровье» (2)

Час движения (занятие 8)

Тренинг «Формирование социальной компетентности педагога»

Итоговое мероприятие: Спортивный праздник «Зимние забавы»

февраль

«Наша армия сильна»

- Утренняя гимнастика «В феврале», «Рода войск»

Цель: поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости.

- Беседа «Со спортом не дружишь – не раз о том потужишь»

- НОД «Путешествие воздушных человечков»

Цель: Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию к своему организму; формировать представление о дыхании, как одной из важных функций организма

- Дыхательные упражнения «Снегопад», «Трубач»

Цель: развитие плавного длительного выдоха

- Зрительная гимнастика «Стрельба глазами», «Далеко гляжу"

Цель: включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

- Пальчиковая гимнастика «Капитан» (Картушина 92), «Лыжник»

-Подвижные игры «Летчики на аэродроме», «Чье звено быстрее соберется» «Донесение», «Танкисты»

Цель: учить детей двигаться по сигналу воспитателя, развивать быстроту бега, ловкость, внимательность

- Экспериментирование «Можно ли кататься на лыжах по мокрому снегу»

- Досуг «Загадка – игра отгадка»

- Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной активности

- Спортивные эстафеты «Веселое путешествие»

Консультация: «Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Час движения (занятие 9)

Педсовет: Взаимодействие ДОУ и семьи с целью эффективного решения задач физического развития дошкольников»

Час движения (занятие 10)

Спортивные эстафеты «Веселое путешествие»

Итоговое мероприятие: Спортивный праздник «А ну ка папы, а ну- ка дети» (совместный с родителями)

март

«Весна пришла»

- Утренняя гимнастика «За воротами весна», «С ленточками»

Цель: поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости.

- Дыхательная гимнастика «Цветы», «Еж»

- Беседа «Для чего нужна дружба, доброта в спорте»

- Подвижные игры « Гонка мячей», «Медведи»

- Пальчиковая гимнастика «Весна», «Солнышко яркое в небе сияло»

- Зрительная гимнастика «Мамин праздник», «Весна»

Цель: включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

- НОД по валеологии

«Командир нашего организма»

Цель: Формировать у детей представления о собственном теле; уточнить и расширить знания детей о функциях отдельных органов.

Дать элементарное понятие о работе головного мозга. Развивать познавательный интерес, память. Воспитывать валеологическую культуру.

- Досуг «Страна Играндия»

- День здоровья

Памятки для родителей «Подвижные игры с мячом»

Ток-шоу для родителей «Почему ребенку нужна игра»

Цель: повысить педагогическую компетентность родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

Час движения (занятие 11)

Лекторий

«Природа и здоровье» (3)

Час движения (занятие 12)

День здоровья

Памятка для педагогов: «Минутки здоровья»

Итоговое мероприятие: Музыкально – спортивный праздник «Масленица»

апрель

«Кто спортом занимается – с болезнями не знается»

- Утренняя гимнастика «В апреле весна настоящая пришла», «Мы пришли на космодром»

Цель: поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости.

-Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик», «Волна»

Цель: тренировка силы вдоха и выдоха

- Беседа «Спорт и безопасность», «Как правильно дышать и сохранять осанку»

-Труд: «Ухаживаем за спортивным инвентарем»

- Подвижные игры: «Перебежки», «Космонавты»

- Зрительная гимнастика «Космос», «Письмо носом»

Цель: включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

- Пальчиковая гимнастика «Грязнули»

- Досуг «Конкурс чтецов «Чтоб расти и закаляться, нужно спортом заниматься»

- Создание фотоальбома «Здоровье – это движение»

День открытых дверей «Всемирный день здоровья»

- Памятка «10 советов родителям»

Консультация: «Поможем ребенку быть здоровым»

Час движения (занятие 13)

День открытых дверей «Всемирный день здоровья»

Час движения (занятие 14)

Круглый стол:

« Здоровье педагога - основа профессионального успеха»

Итоговое мероприятие: КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу»

май

«Я и моя семья»

- Утренняя гимнастика «С флажками», «Без предметов»

Цель: поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости.

- Дыхательные упражнения «Радуга обними меня», «Ветер»

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

- Зрительная гимнастика «Дождь», «Бабочка»

Цель: включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

- Пальчиковая гимнастика «Моя семья»,

- Решение проблемной ситуации «Где можно играть в футбол»

НОД по валеологии «Дорога к доброму здоровью»

Цель: формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения; определить и закрепить полученные знания о значении витаминов.

- Подвижные игры «Мы веселые ребята», «Затейники», «Стоп!»

- День открытых дверей

- Круглый стол «Спорт в нашей семье»

Презентация семейных альбомов «Как мы отдыхаем»

Проведение мастер-класса

занятий с фитболом

Час движения (занятие 15)

Лекторий

«Природа и здоровье» (4)

Час движения (занятие 16)

Тренинг:

«Психологический комфорт в коллективе»

Итоговое мероприятие: Смотр - конкурс «Спортивный герб семьи»

июнь

«Лето красное»

- Утренняя гимнастика «На лесной полянке», «С мячом»

Цель: поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости.

- Зрительная гимнастика «Лучик солнца», «Солнышко»

Цель: включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

- Дыхательная гимнастика «Пчелка», «Косим травку»

- Музыкально-спортивный праздник «День защиты детей»

- Подвижные игры на улице «Классики», «Резиночки», «Скакалки»

- Упражнения на профилактику плоскостопия: «Собери небоскреб» (стопами ног, кубики), «Дорожка Здоровья», босохождение по траве

- Прослушивание песен про спорт и здоровье

- Обливание ног прохладной водой на улице

- Самомассаж «Рисунок на спине»

- Выставка книг «Спорт и писатели»

Изготовление эмблем для участников развлечения

Подготовить девиз и название команды

Час движения (занятие 17)

Педчас: « Двигательная деятельность как важнейший источник укрепления здоровья»

Час движения (занятие 18)

Итоговое мероприятие: Спортивное развлечение с участием родителей «Вперед Россия!»

июль

«Солнце, воздух и вода»

- Утренняя гимнастика «Утята», музыкально-ритмическая «Солнышко лучистое»

Цель: поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости.

- Аква - гимнастика «Моем руки», пальчиковые игры в воде

- Зрительная гимнастика «Стрекоза», «Паучок»

Цель: включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

- Беседа «Волшебный лекарь – вода», «Олимпийское движение»

- Видеопросмотр спортивных состязаний

- «Дорожка здоровья» на улице

- Обливание ног прохладной водой на улице

- Дыхательные упражнения: «Дельфин», «Ныряльщики»

- Подвижные игры на улице «Школа мяча» (игры с мячом»

- Релаксация «Море»

- Утренняя гимнастика на свежем воздухе совместно с детьми, педагогами и родителями

- Советы «Как научить ребенка плавать»

Фестиваль красоты и здоровья

Утренняя гимнастика на свежем воздухе совместно с детьми, педагогами и родителями

Час движения (занятие 19)

Фестиваль красоты и здоровья

Час движения (занятие 20)

Итоговое мероприятие: Игры – эстафеты «Малые летние Олимпийские игры».

август

Мониторинг

- Диагностика

- Флэш-моб «В саду Матрешка»

Анкетирование

Анкетирование

Результативность проекта

Анализ усвоения программного материала детьми в рамках проекта

Из представленной диаграммы видно, что на начало года уровень усвоения составлял 59%. Было диагностировано 29 детей. В сентябре высокий уровень показали 7 человек (24 %), средний уровень – 12 человек (41%), низкий– 10 человек (35%). Необходимо продолжать работу по закреплению основных видов движений, развитию основных физических качеств; систематизировать индивидуальную работу с детьми, показывающими низкие и ниже среднего результаты физической подготовленности; улучшить работу по привлечению родителей к проведению спортивно- оздоровительных мероприятий подбирать тематический материал и практические рекомендации по пропаганде ЗОЖ детей. Для педагогического просвещения организовывать подборку методической литературы для родителей.

Ожидаемые результаты:

· Снижение заболеваемости детей в 2 раза

· Осуществление здоровьесберегающей организации воспитательного процесса

· Формирование у всех участников образовательного процесса осознанного отношения к своему здоровью

· Воспитание в детях и родителях потребности в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры

· Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников

· Приобщение детей и взрослых к традициям большого спорта.

Используемые ресурсы:

1. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб: Питер, 2014г.

2. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду. Пособие изд. «Учитель, 2014 .

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии . Москва «Вако» 2004г.

4. Ковалько В.И. Азбука физминуток для дошкольников. Москва «Вако» 2005г.

5. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения. Проектирование. Тренинги. Занятия. Изд. Учитель, Волгоград, 2009г.

6. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет. Творческий центр «Сфера», 2004г.

7. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.- М., 1996 .

8. Павлова М.А, Лысогорская М.В Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Изд. Учитель, Волгоград, 2014г.

9. Райхерт-Гаршхаммер. Е. Проектная деятельность в дошкольной организации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования, под ред. Л.В. Свирской.- М.:изд. «Национальное образование», 2016г.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Календарь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс